ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Слово «Пятидесятница» неверующему миру не говорит ни о чем. Иудеям говорит о многом, нам же – верующим в Иисуса Христа христианам – о безгранично великом, ибо как мы увидим в дальнейшем, в этом слове сокрыто неисследимое богатство благодати Божией для нас, достигших последних времен.

Всякий раз, когда я читаю или слышу это слово, сердце мое учащенно бьется и наполняется священным трепетом. Я хотел бы, чтобы слово « Пятидесятница» было написано огненными буквами перед взором всех христиан и раскрылось их сердцам в неописуемой силе и славе. И моя молитва, чтобы никто из читающих эти строки не остался по отношению к нему равнодушным.

« Пятидесятница» - Это библейское слово, которое уже упоминается на страницах ветхозаветных Писаний и имеет прямое отношение к народу Израильскому. Но почему же оно так дорого для нас – детей Нового Завета? Почему оно волнует сердца христиан всего мира – Иудеев и язычников; белых, желтых и черных; мужчин и женщин, рабов и свободных? Обо всем этом вы и прочитаете ниже…

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Праздник Пятидесятницы (отныне мы будем называть этот день праздником) впервые встречается на страницах Св.Писания Ветхого Завета. Это написано в книгах Исход 34:22-23, Левит 23:15-22, Второзаконие 16:9-12. Здесь он называется праздником седмиц (по числу полных семи недель). Это был один из трех главных праздников в году в Израиле, а именно: Пасха (Песах), Пятидесятница (Шавуот), Кущи (Суккот). В эти праздники никто в Израиле не должен работать, а мужской пол Иудеев должен приходить пред лицо Господа с приношениями и славословием. Следовательно, Пятидесятница была праздником радости и веселия, который длился целую неделю, и совпадал с днем жатвы пшеницы. Но если сказать о празднике Пятидесятницы только это, значит, еще ничего не сказать по существу.

БИБЛЕЙСКАЯ ПАСХА

Настоящее же значение Пятидесятницы раскрывается в связи с другим, не менее важным годовым праздником Пасхи, с которым он был тесно связан. Свой отчет седмиц Пятидесятница как раз ведет от праздника Пасхи, который совпадал с началом жатвы ячменя. Поэтому в этот праздник весь Израиль являлся пред лицо Божие с приношением первого снопа сжатого ячменя, потрясая им пред Господом в знак благодарения за урожай.

Однако подлинное значение праздника Пасхи связано с выходом Израильского народа из Египта, с днем его избавления от рабства фараонов. Об этом мы читаем в книге Исход 12 гл. 1-14 стихи. В этом отрывке описывается повеление Господне сынам Израиля закалать однолетнего агнца и порядок употребления его в пищу – в полном снаряжении и готовности выхода их из Египта. «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня» (Исх. 12:11). Здесь мы впервые находим употребление слова «Пасха». Слово «Пасха» имеет смысловое значение «прошел мимо», или же «пощада», что равносильно «спасению», «избавлению», и указывает на пощаду Ангелом-губителем Израильского народа, когда он истреблял первенцев в земле египетской. Это было в ночь 14-го Нисана. Для евреев день 14-го Нисана и был днем спасения, Пасхой Господней. Все это было реальным событием в истории Израильского народа, спасением в буквальном смысле от физического истребления.

И все-таки, как бы ни было велико это событие в истории одного избранного народа, оно в Божьем плане искупления является всего лишь «намеком» на будущее избавление всего рода человеческого, на истинную Пасху Господню в грядущих веках. И читающий эти строки уже догадывается, о чем будет идти речь.

И СНОВА О ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Но я все-таки теперь хочу говорить о Пятидесятнице. Что же это было за удивительное событие в жизни мессианского народа, т.е. Израиля? Я уже говорил, что праздник Пятидесятницы тесно связан с Пасхой Господней и ведет свой отсчет дней от этого праздника, а это значит – от выхода Израиля из Египта, т.е. 14-го Нисана. Итак, какое же это было событие, которое в летописи народа Божия было отмечено особым образом? Что же произошло через пятьдесят лет дней в жизни Израиля после его выхода из-под рабства египетских фараонов? Оказывается, что через пятьдесят дней трехмиллионный Израильский народ подошел к горе Синай. Об этом определенно сообщает нам Библия (Исх. 19:1-11). Тем, кто сомневается в этом, советую познакомиться с еврейским календарем. Но сам этот факт не имел бы никакого значения, если бы не последовавшее непосредственно за этим грандиозное событие особой важности. У горы Синай произошла встреча народа Божия со своим Создателем. Некогда на этом месте Господь Бог явился рабу Своему Моисею в горящем терновом кусте, где и призвал его в вожди народа Израильского.

Об этом мы читаем в книге Исход 3 глава 1-6 стихи. И вот теперь уже не один Моисей, но целый народ оказался на этом святом месте. И уже не из горящего тернового куста, но из пламени пылающей горы заговорил Господь Бог (Исх.19:17-19), читаем: «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». Здесь Бог даровал Своему народу Закон (Тору), который в последствии был назван «Законом Моисея». «Сердцем» этого закона являлись десять заповедей, начертанных перстом Божиим на двух каменных скрижалях, названных «скрижалями завета» (Евр.9:4).

У горы Синай Бог заключил с сынами Израиля Свой завет (договор). Таким образом, обретя закон, народ стал собственностью Бога. И хотя Израиль еще не имел своего удела, соей территории, но все еще продолжал странствовать по пустыне, с момента получения Закона, он был уже организован как государство. Теперь я прошу отметить этот факт, ибо это было очень важно для нас, считающих себя новозаветным народом Божиим. Апостол Павел говорит, что ветхозаветные Израильтяне были только образы для нас, достигших последних веков (1Кор. 10:1-14).

БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОКИ О ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Мы уже говорили выше, что ветхозаветная Пятидесятница была лишь тенью, падающей от настоящей Пятидесятницы, которая должна открыться в будущем. Об этом событии пророчествовали и древние пророки. Послушаем, что об этом говорит пророк Иеремия: «…убоимся Господа, Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы» (Иер. 5:24). (На еврейском языке «Пятидесятница» означает «седмицы»). Это как раз то, о чем мы говорим, т.е. и есть Пятидесятница. И как было сказано выше, праздник Пятидесятницы совпадал с жатвой в Израиле (октябрь месяц), а дожди, как мы знаем, сопутствуют обильному урожаю.

Дожди ранние и поздние - это особое благословение Божие для земли. Но об этих ли дождях предвозвещал через пророка Дух Святой? О простых ли седмицах? Или же об особых благословениях духовных, об излиянии истинно Небесних дождей и истинной жатве? Мы хорошо помним слова Спасителя, которые сказал Он своим ученикам: "Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве". И дальше продолжает: "Я послал вас жать" (Иоан.4:35-38). Жать, конечно, не земной урожай, но бесценные души человеческие - для Небесной житницы, в жизнь вечную.

Ловить не обычную рыбу послал Иисус учеников, но человеков (Мат.2:19). Также пророчествовали о дождях особых духовных благословений и другие пророки (Иез. 34:26; Ос. 6:3; Зах. 10:1 и т.д.). И уже совсем близки для нас слова пророка Иоиля: "И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь ранний и поздний, как прежде… И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего" (Иоил. 2:23-29).
Невозможно не обратить внимания на пророчества Иезекииля и Иеремии (Иез. 36:25-27; Иер. 31:31-33). Эти слова надо рассматривать в связи с Синайскими событиями, когда Господь Бог сошел в пылающем огне на гору Синай и вручил Моисею скрижали завета с десятью заповедями.

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВ

И вот, наконец, спустя 1.5 тысячи лет исполнилось то, о чем лишь "намеком" говорило Синайское событие, о чем один за другим предвозвещали пророки, и что они так страстно жаждали видеть исполнившимся. Повторилась новая Пятидесятница, но местом действия Бог теперь уже избрал не гору Синай, а святой город Иерусалим, гору Сион.

Господь снова пришел в огне, но не пылающей горы, а в огне Святого Духа. Исполнилось то, о чем предвозвещал Иоанн Креститель, когда говорил, что Иисус будет крестить Духом Святым и огнем (Лук.3:16). А Сам Спаситель однажды воскликнул: "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лук. 12:49). Теперь читаем вторую главу Днеяний апостолов 1-4 стихи: "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".

Но перед тем, что произошло в этот день Пятидесятницы, совершилась всемирная Пасха – на Голгофском кресте была принесена святая жертва, был заклан уже не жертвенный агнец из стад овчих, но чистый и непорочный Агнец Божий – Спаситель всех человеков – Иисус Христос, Сын Божий. Только после этой истинной Пасхи через пятьдесят дней стало возможным явиться настоящей Пятидесятнице. Из описаний Луки видно, что Дух Святой сошел не в обычный день, но в предначертанный особый праздник седмиц. Дух Святой сошел на землю в "Свой День", точно также, как и истинная Пасха, т.е. смерть Иисуса Христа, была совершена также в пасхальный день 14-го Нисана.

Мы уже говорили, что в Израиле было три главных годовых праздника: Пасха, седмицы (Пятидесятница) и Кущи. И каждый из трех праздников указывал на Триединого Бога, Бога в трех лицах: Пасха указывает на Иисуса Христа, Пятидесятница – на Духа Святого, Кущи – на Бога-Отца.
До пришествия в мир Спасителя управлял миром через Своих представителей (пророков, священников и царей) Сам Бог-Отец. С пришествием же Христа Бог говорил в Сыне Своем (Евр.1:1-2). Со дня же Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на землю, настала деспинсация благодати для всех народов. Теперь мы читаем: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр. 2-3 гл.).

Первыми, кто удостоился принять Духа Святого как Личность, были 120 последователей Христовых, в числе которых были Апостолы и мать Иисуса Христа. Вы помните, как при освящении храма Соломонова слава Божия в виде облака наполнила место, где стояли на служении тоже 120 священников. Но теперь Дух Святой создал живой храм – Церковь Бога Живого. Новозаветняя Пятидесятница – день рождения Церкви!

Итак, наступила Новая эра в поклонении Богу. Теперь нет нужды стоять у горы Синай с каменными скрижалями в руках. Господь приглашает всех войти путем новым и живым прямо в "Сионскую горницу". Послушайте вы, кто еще надеется на исполнение закона, что говорит автор послания к Евреям: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово… но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов…" (Евр. 12:18, 19, 22). И еще как говорит Ап.Павел: "Вы показываете собою, что вы – письмо Христово… написанное … Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2Кор. 3-я глава).

И это произошло впервые именно со 120-ю участниками собрания в Сионской горнице, когда перст Божий коснулся сердец собравшихся и начертал на их скрижалях огненными штрихами Святого Духа Свои Божественные тайны, выявившиеся в чудесном говорении на новых языках о великих делах Божиих.

С того времени миллионы искупленных душ пережили и продолжают переживать этот таинственный опыт.

Так в Иерусалимской горнице раскрылся подлинный смысл Синайского события – получения скрижалей завета, которое на евангельском языке называется крещением Духом Святым.
Иисус в беседе с Самарянкой сказал: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине… ибо таких поклонников Отец ищет Себе". Да, да, Он ищет тебя, кто бы ты ни был. Помните, я говорил, что с тех пор, как народ израильский получил Закон у горы Синай, он был организован как государство, хотя дети Израиля и были еще странниками на пути в обетованную землю. Теперь же, когда сошел Дух Святой в день Пятидесятницы, родилась Церковь Христова. И Бог приглашает тебя войти в Его живую Церковь через рождение от Духа Святого, Которого Он продолжает изливать через Иисуса Христа. В Послании к Титу об этом сказано так: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит. 3:5-6).

В. Лукутин